Мир хранит древнюю легенду о том, что когда-то все появилось из небытия. Из абсолютного покоя возникло движение, из пустоты появилась жизнь. Это происходит и сейчас, каждый день перед рассветом. Мир на мгновение замирает, как будто встречаются две половинки вечности, смотрят друг на друга и расходятся каждая своей дорогой. Так за ночью приходит рассвет, а день сменяет закат. Может быть, когда-то было иначе, но сейчас это так, и подобно тому, как все вокруг имеет две стороны, природа человека так же двойственна. И для всего, что есть в человеке, есть свое время. Так, есть время действия, и есть время подготовки, есть время делиться энергией с другим, а есть время наполнять энергией себя. Время зимы — это время отдыха, время сохранять энергию и преобразовывать себя и свою жизнь. Ведьмы говорят, что зимой, в период между Самайном и Йолем, мы обращаем свой взор вовнутрь, к себе и своему миру. Ведь если у нас не хватает энергии и ресурса для себя самих, мы ничего не сможем сделать в наступающем году. Первое и самое важное, что нужно помнить: в центре нашей жизни — мы. Мы солнце своего мира и самый важный человек в своей жизни. Даже если у вас есть семья, любимые люди или любимое дело, вы ничего не сможете для них сделать, если сначала не сделаете для себя.
Сколько бы времени ни прошло с того момента, как человечество начало свою историю, неизменным остается одно: нам необходима история. Мы хотим понимать не только то, что происходит сейчас, но и то, что было до нас. История — неотъемлемая часть нашей природы. И когда мир только начинался и людей было не так много, история передавалась от одного к другому, из уст в уста. К слову относились бережно и осторожно, понимая, что оно есть дар, доступный только человеку, что слово обладает силой. Словами передавали все самое важное, а потому, когда кто-то говорил, остальные замолкали. Совсем как мир замолкает в момент перед рождением нового солнца.
Самая долгая ночь в году, ночь перед зимним солнцестоянием, заканчивается мгновением тишины, абсолютного покоя и полного безмолвия, в котором можно услышать шепот других миров и увидеть, как уносится вдаль год минувший. И мир отпускает все то, что не сбылось за этот оборот Колеса, и принимает историю такой, какая она есть, и, встав на ее плечи, смотрит, как восходит солнце нового года.
Из полной темноты, из абсолютной тишины, которая всегда почиталась людьми как мать всего живого и матерь мира, рождается новое солнце. А с ним в мир приходит новый порядок вещей, новая сила, новый свет. Ему радуются все: и Богиня-мать, вернувшая свет солнца миру, и стоящие у ее ложа боги, и люди, которые долгую зиму ждали возвращения тепла и света. А ведь люди не всегда были уверены, что переживут зиму, не каждый год урожай выдавался хорошим, и не каждый год зима была теплой. Но каждый зимний день люди знали, верили, что солнце вернется, что боги не оставят их, а Богиня-мать любит их, а значит, обязательно выйдет из глубины самой темной ночи молодой Бог.
Вернув миру Бога-Солнце, Богиня-Мать уходит на покой, чтобы родиться в мир юной Богиней-Девой в Имболк и выйти в мир новой весной на Остару. Сколько народов и столько и легенд о Долгой ночи и возвращении Бога-Солнца, но все они неизбежно похожи, все они рассказывают о том, как старый год и старый порядок сменяются новым.
Сегодня мы часто встречаемся с незнанием, непониманием или пренебрежением к тому, что когда-то было частью жизни. И не только частью, но и необходимостью, способом сохранения благополучия и передачи знания, способом обучения и помощи человеку в освоении нового мира — мира, в котором он родился и в котором ему предстоит прожить долгую самостоятельную жизнь.
Раньше человек мог опереться только на себя и свою семью, кровную или духовную. В каждой такой семье один становился опорой другому, и так семья становилась крепкой, способной выдержать любые испытания, даже испытания временем. Испытания всегда сопровождали жизнь человека.
Человека испытывали жизнью в мире, столкновением с миром реальным, существующим, а отнюдь не воображаемым. Чтобы прожить три дня в лесу и выйти из него живым — нужно уметь слышать мир, нужно уметь слышать себя. А когда твоя жизнь зависит от отношений с другими — учись строить отношения с людьми, учись радоваться тому, что в них есть хорошего, и всегда помни, что их жизнь принадлежит не тебе: они, как и ты, живут в мире и в первую очередь отвечают перед ним, а потом уже все остальное.
Так человек учился жить в реальности, какой бы она ни была, наблюдать за происходящим вокруг, делать выводы о том, что приносит благополучие, а что влечет за собой опасность.
А там, где сохранение и продолжение жизни считается высшей ценностью, где процветание и счастье становятся мерилом правильности сделанного выбора, все накопленные знания служат именно этим целям.
Когда книг было мало, выживало только истинное знание, оставалось то, что помогало людям выжить, сохранить свою жизнь и сделать ее лучше. Так появились традиции. Они передавались от одного поколения к другому, иногда как рецепты, иногда как сказки, — важно было запомнить.
Любой обычай, поверье, любая легенда обучают нас быть в едином ритме с миром вокруг, изменяясь вместе с ним, следуя его непрерывному движению. Пока мир в движении, мир живет, пока мы движемся вместе с миром — наша жизнь продолжается.
А пока она продолжается, мы получаем то, за чем пришли в этот мир, — опыт. Мы получаем его не из книг, не из мыслей или слов других людей — мы получаем его через жизнь, мы получаем его, проживая собственную жизнь, пропуская ее через ткань мира, вплетая в нее новые нити и создавая часть ее истории.
Прожить хорошую жизнь, быть прочной нитью в полотне мироздания — вот чему обучают традиции. Они не дают объяснений или готовых ответов. Традиции говорят нам, как найти наши собственные ответы, где искать то знание, которого мы так желаем, и как потом с этим знанием вернуться в суетный мир повседневной и такой радостной жизни.
В йольские ночи в мире происходит всякое. В основном потому, что боги постепенно оставляют мир людей и собираются вокруг ложа богини, ожидая появления нового бога. Пока богов в мире нет, на земле творится всякое, поэтому в йольские ночи на улицу редко выходят в одиночестве.
Принято собирать семью вместе, приезжают родственники и друзья, которых мы редко видим. Вновь собираются компании и ковены, объединяя силы и готовясь к возвращению солнца.
Люди избегают выходить ночью на улицу, а вот ведьмы, наоборот, часто выходят подышать морозным воздухом. И иногда за своей спиной можно расслышать мягкую поступь, как будто густой мех касается пушистого снега, а за ним раздается довольное кошачье урчание. Тогда ведьма оборачивается, снимает с руки новую вязаную рукавицу и подносит ладонь к мягкой шерсти Йольского кота. Он никогда не обидит ведьму, ведь та хранит знания, она хорошо помнит, что, прежде чем наступят йольские ночи, каждый должен иметь что-то новое и шерстяное, чтобы согреться и сохранить тепло, пронеся его сквозь зиму.
Так, детям, которые еще не могли сами соткать, связать или купить себе одежду, дарили вязаный шерстяной носок, в который часто клали подарки и маленькие игрушки. Эта традиция сохранилась до сих пор, чтобы защитить детей и взрослых от строгого помощника богов, которому было сказано следить за тем, чтобы люди готовились к зиме и холодам.
И если ваш дом согрет теплом вашего смеха и самих вас согревает новый теплый свитер или шарф, Йольский кот улыбнется и пойдет дальше. Ему тоже стало теплее от вашего счастья и от прикосновения теплой ведьминой руки.
Но не всем так повезет в эти ночи. Сегодня мы привыкли думать, что в конце декабря наступает зимняя сказка, что перед наступлением нового года со всеми случается только хорошее, и под хорошим мы обычно понимаем удовольствие. Однако что и для кого хорошо —понятие довольно относительное. Так, для кого-то самая темная ночь в году может стать последним шансом обрести искупление, которое доступно каждому, кто искренне желает понять, в чем ошибся и что долгое время скрывал от самого себя, — время Долгой ночи неизбежно подведет его к этому.
Когда в ночном морозе за спиной заскрипит снег и повеет холодом еще большим, чем прежде, вспомнятся все те поступки и слова, которые так хотелось забыть, и тогда ничего не останется между нами и теми, кто приходит из тьмы. Сможем ли мы посмотреть им в глаза и не испугаться того, что в них увидим, или их взгляд покажется нам мучением, потому что заставит нас столкнуться с тем, что так хотелось забыть? Сможем ли мы выдержать взгляд, который заставит пройти через боль и собственную слабость, через отчаяние, и столкнуться с собственной трусостью в попытках избежать ответственности за слова и поступки, которые нарушили равновесие в нашей жизни и в мире вокруг.
Если за спиной послышались шаги, а воздух вдруг стал холоднее, то время обернуться, чтобы взглянуть в глаза своему страху. И может быть, если ваше сердце чисто и наполнено любовью, вы не увидите никого, а может быть, столкнетесь лицом к лицу с тем, чьим именем обычно пугают детей и кто в самую темную ночь ищет сердце, не способное освободиться от тяжести, чтобы забрать его с собой. Этого духа праздничных ночей не любят упоминать на семейных застольях, в него предпочитают не верить, но никто не прогонит его с улиц. Это не изменит того, что в самую темную ночь года мы столкнемся лицом к лицу со всем тем, чего избегали и что старались забыть. Только от нас зависит, вернемся ли мы домой или навсегда станем частью легенды о том, кого называют Крампус.
Он пришел из того времени, когда люди почитали божественное друг в друге и еще помнили, как боги сотворили мир. Есть в нем что-то бескомпромиссное, обнажающее вашу истинную природу. Он куда сильнее вашего сознания, с легкостью обходя все ваши уловки и обещания стать лучше в будущем, он разбивает в прах ваши оправдания и видит истинную суть вещей. Суть эта проста: все поступки человека продиктованы его свободным выбором, и никакие поводы и доводы, так высоко ценимые вашим разумом, ему не интересны. За высоким силуэтом Крампуса скрывается то, чего человек боится больше всего, — неподвластная контролю и управлению стихия, которую называют Жизнь.
Йольский гость приходит не просто так, и все не случайно является в последнюю ночь уходящего года. Одна из его задач — привести в мир жизнь, расчистить дорогу и дать место новому. И когда дорога свободна, новая жизнь приходит в мир, новое солнце восходит над горизонтом.